Ж-П.Сартр «Стена»

Одним из ведущих представителей французского атеистического экзистенциализма был Ж-П.Сартр. Вслед за романом «Тошнота» в 1939 году выходит сборник его рассказов «Стена». Вошедшая туда новелла с одноименным названием по праву может рассматриваться как образчик экзистенциалистской литературы, когда всего на нескольких страницах поднимается столь глобальная проблема, как проблема жизни и смерти.

            Действие рассказа разворачивается во время гражданской войны в Испании. Отношение автора к франкизму и фашизму недвусмысленно негативное. Тем не менее, политические события и вообще вся идейная сторона происходящего находятся на заднем плане, они лишь создают необходимый автору фон. Рвущиеся к власти фашисты хватают всех без разбора и расстреливают на скорую руку. Когда патронов не хватает – «утюжат» на мостовой грузовиками.

            Сартр предлагает свой вариант решения извечной темы – человек перед лицом смерти. Рамки повествования сужаются максимально – до одной ночи перед казнью, что осталась захваченным в плен троим испанским анархистам. Их запирают в подвале больницы, ставшей тюремной камерой. Вначале смерть воспринимается традиционно, как нечто неестественное, противное человеческой природе. Её ожидание меняет людей. Но страх смерти сводится только к страху перед ожидаемой физической болью.

            За ночь в главном герое Пабло Ибьетта выгорает всё живое. И когда утром ему неожиданно предлагают выбор – выдать главаря анархистов Рамона Гриса или умереть – он неожиданно соглашается и называет место, где Гриса уж никак быть не может. Намерение такое: умереть – так поиздеваться напоследок над палачами. Однако «черная дыра» в его душе затягивает в себя Гриса: тот оказывается именно там, где быть уж никак не должен и, отстреливаясь, погибает… Так торжествует идея фатума, рока – одна из любимых у Сартра.