Теодор Драйзер «Оплот»

Тема отцов и детей всегда волновала представителей искусства. На сегодняшний день существует немало произведений, в которых описывается тяжелая борьба поколений. Да, увы, часто бывает так, что живущих в одном доме родных по крови людей разделяет огромная пропасть, и им, кажется, не суждено докричаться друг до друга… На самом деле, непонимание в семье – это всегда трагедия. Что нужно сделать, чтобы избежать ее? И возможно ли это вообще? А может быть, изначально было задумано так, что родители и дети всегда будут существовать в параллельных вселенных? «Оплот» — это последний завершенный роман Драйзера. По сравнению с «Американской трагедией» он и прост, и сложен. Сложен потому что на извечный вопрос «Что делать?» Драйзер так и не смог дать ответа…

Писателя часто упрекали в том, что главными героями его книг становятся, мягко говоря, не слишком приятные личности. И вот, Драйзер создает Солона Барнса, «утопическую личность», который является настоящим оплотом нравственности и душевной чистоты. Герой живет в живописном местечке, вдали от больших городов и больших перемен. Он является представителем секты квакеров, главной отличительной особенностью которых являлось их закоренелое ретроградство и исключительное стремление сохранить ценности своих предков.

Солон уважаем обществом, счастливо женат, имеет нескольких детей. Дом у него – полная чаша, и он старается быть хорошим мужем и отцом, но… Нет, первое у него, бесспорно, получается. Внимательный, добрый, заботливый, он души не чает в супруге, и в их отношениях царит настоящая гармония. А вот дети…

А дети уже почувствовали веяние нового времени. Кое-кому из них удается выбраться в кино, кое-кто мечтает о велосипеде и прогулках на автомобиле, а кое-кто уже с юных лет пытается проявить такое своеволие, что консерватор Солон приходит в настоящий ужас. В конце концов, герой понимает, что старому миру пришел конец, и, проиграв в схватке со временем, он принимает единственно правильное решение.