На родине чая

Перечни десятков сотен сортов и видов… Регионы выращивания – исторические и современные… Списки поставщиков длиною с перепись населения какой-нибудь европейской страны – от производителей до посредников десятого уровня…

Цена – от стоимости чайной пыли, сметенной в сушилке, до эквивалента золотого песка: грамм чая равен в денежном выражении грамму золота… Штурм и натиск – вот какова стратегия Китайской Народной Республики на рынке чая.

Состояние дел на этом рынке детально описано в темах форума sinocom.ru, также приведены и многочисленные исторические факты. В частности, о том, что во времена кровавых войн и революций как внутри страны, так и за ее пределами лидерские позиции были безвозвратно утрачены (еще в начале двадцатого века Китай был, по сути, чайным монополистом во всем мире); сейчас Поднебесной принадлежит треть мирового рынка. Досадная статистика: исконно китайский продукт на протяжении многих тысячелетий, остальные страны узнали и полюбили этот напиток именно благодаря Китаю – а теперь Япония, Шри-Ланка (Цейлон) и Кения сильно потеснили первооткрывателя этого чудесного напитка, если можно так выразиться…

Вообще история чайной культуры шла извилистым и довольно сложным путем. Пять тысяч лет назад в котелок с кипятком на привале странствующего монаха, по легенде — основателя всех искусств и ремесел, случайно упали чайные листочки. Настой очень понравился старцу и на вкус, и на цвет; так китайцы получили чай. Сейчас странно представить, что поначалу чай употребляли лишь как лекарство, дающее бодрость и энергию, также для лечения многих заболеваний человеческого организма; продавалась заварка только в брикетах, рассыпного чая не изготавливали, а брикеты надо было растолочь в ступке и непременно… посолить.

Был написан «Канон чая», знать наизусть который должны были все образованные люди; в этом труде была прописана чайная церемония – впоследствии она обросла дополнительными деталями, усложнилась. Кстати, в тринадцатом – четырнадцатом веках, во времена монгольского нашествия, и церемония, и вся культура чая была забыта – причем, практически полностью.

Понадобилось пять столетий, чтобы возродить ее и для внутреннего пользования, а главным образом, для Европы, которая, узнав, очень полюбила чай. Вариации на тему чайной церемонии не замедлили возникнуть – например, английский файв-о-клок…