Лион Фейхтвангер «Гойя или тяжкий путь познания»

У Лиона Фейхтвангера интересная судьба: немецкий еврей, объездивший полмира, в конце концов, обосновался в США, и каждый свой роман, посвященный самым разным историческим событиям, он писал так, словно сам жил в тот или иной период. В творческое  наследие Фейхтвангера входит немало произведений на остросоциальные темы, но основному кругу читателей он известен в первую очередь как писатель исторического романа.

Фейхтвангера многие упрекали за излишне сухой стиль, за некоторую академичность изложения, но стоит сказать, что критики ошибались: чего-чего, а академичности в романах авторам никогда не наблюдалось. Каждое его произведение написано живым и образным языком, а постоянно развивающийся сюжет не дает заскучать ни на минуту.

 

В романе «Гойя или тяжкий путь познания», который считается поздним в творчестве автора, рассказывается об испанском живописце Франсиско де Гойе, который создал немало пугающих и мрачных полотен. Наверняка многие, видевшие его картины, например, те же «Капричос», которые даже на видавшего виды человека навевают подлинный ужас, не раз задавались вопросом, что же за человек был этот Гойя. Чем он жил? Как мыслил? Что творилось в душе художника, исповедовавшегося холсту?

Фейхтвангеру удалось заглянуть в самые глубины полубольного сознания великого Гойи, и, кажется, он и сам ужаснулся тому, что он увидел.

«Сон разума рождает чудовищ» — вот основная мысль романа. Чудовища, рожденные воображением гениального творца, пугают впечатлительных ценителей его творчества. А как быть с чудовищами, порожденными временем? Ведь немало таких монстров выписано в романе. Монстров, которые вершили судьбами людей, «творя историю»…

 

Романы Фейхтвангера интересно читать в любом возрасте, и они, а в частности, «Гойя, или тяжкий путь познания», на самом деле, достойны того, чтобы с ними познакомиться.