
Клайва Стейплза Льюиса в мире знают в основном как создателя «Хроники Нарнии», и только поклонники автора знакомятся с его богословскими трудами. А ведь сам Льюис считал себя в первую очередь ученым и богословом, и только потом уже писателем. Его путь к христианству, как и у многих, был долгим и тернистым. И однажды, а точнее, в 1931 году, он понял, что наконец «созрел».
Во многом этому способствовали разговоры с другим видным писателем и ученым, Джоном Р.Р Толкиеном, который, являясь ревностным католиком, и подтолкнул Льюиса к принятию жизненно-важного решения. Уникальность богословских произведений писателя в том, что они являются общехристианскими, и, несмотря на некоторые межконфессиональные разногласия, труды Льюиса ценятся и католиками, и протестантами, и православными христианами. «Письма Баламута» можно отнести к художественным произведениям. Во многом к этому располагает удивительно легкий и сочный язык писателя, а так же то, что эпистолярный жанр в литературном мире существует испокон веков. Но, тем не менее, это произведение скорее богословский трактат, нежели что-то еще. Да, форма крайне необычная, однако же это произведение сказкой или фэнтези никак не назовешь. Всем известно, что в аду тоже имеется своя иерархия. Как и в Небесной Канцелярии, в преисподней есть мелкие служащие, есть те, кто постарше, есть довольно крупные чиновники… И так далее. И вот, один из канцелярских работников, бес по имени Баламут, весьма активно наставляет своего молодого коллегу в том, как лучше сбить человека с праведного пути. Как сказали бы сейчас, это своего рода «хард версия» «Вредных советов» Остера, только, конечно, на гораздо более серьезном уровне.
«Письма Баламута» произвели известный резонанс в обществе. Но, несмотря ни на что, это произведение пережило своих критиков, и сегодня является подлинным шедевром литературы.