Ханса Хенни Янн «Река без берегов» (часть I: «Деревянный корабль»)

О самом крупном немецком романисте ХХ века Хансе Хенни Янне известно немного. Его перу принадлежат: пьесы «Медея», «Пастор Эфраим Магнус», роман «Перрудья» и ряд других произведений. Но наиболее весомым его творением считается «Река без берегов», первая часть которой вам предъявлена сейчас.

Трилогия «Река без берегов», создавалась в 30-е — 40-е года, когда Янн переехал из фашистской Германии на датский остров Борнхольм, где вел отшельничий образ жизни. Публикация произведения состоялась уже после войны.

Известно, что писатель родился в Гамбурге, в семье корабельщика. Северное море изображено в сочинениях писателя не только как фон, но, как и активный ее участник. Деревья и растения играют не меньшую роль в произведениях, чем люди, что делает книги Янна по-своему особенными. Ландшафты писателя грандиозны и живые, поэтому, когда смерть настигает людей, настроение безысходности и депрессии настигает все живое.

Роман «Река без берегов» является неповторимым явлением в мировой литературе ХХ столетия. Это история об угасании и формировании человеческой личности, о творческой фантазии и памяти, о голосах, которые живут внутри нас. Впервые это произведение переведено на русский язык лучшим переводчиком немецкого языка Татьяной Баскаковой.

«Деревянный корабль» — первая часть трилогии «Река без берегов», в которой все факты символичны и реалистичны. Человеческая жизнь в романе изображается как опасное плавание — старинная метафора. Сюжет книги рассказывает о том, как смелый молодой человек, рискуя жизнью, прячется на корабле, уходящем в море в странный рейс, с еще более странным грузом (ящики, похожие на гробы все время пугали персонал корабля). На судне находится его невеста, дочь капитана, поэтому молодой человек, боясь за любимую, отправляется вместе с ней. Неожиданно девушка исчезает, и парень отправляется на ее поиски по лабиринту корабля, а может и по лабиринту сознания собственного я.

Есть у произведения и третья сюжетная линия. Это борьба человека со своим внутренним Противником, с худшей частью своего личного «Я». Те конфликты и межличностные отношения, которые вы прочитаете в книге, на самом деле олицетворяют противоборство различных сфер души. Подсказками являются отсылки к таким известным произведениям мировых писателей как Ибсена «Перу Гюнту», Марло «Фауст», Кафки «Принцесса».