г.Когалым

БИБЛИОТЕКА

Про литературу, авторов и библиотеки

  

b_200_0_16777215_00_images_Dzhordzh_Oruell_1984.jpgК началу ХХ века у многих мыслителей открылись глаза на то, что утопии принципиально неосуществимы, что невозможно построить идеально хорошее государство, земной рай всеобщего благоденствия, равенства и счастливого труда. Вот почему рождение нового жанра – антиутопии, в каком-то смысле, отвечало запросам времени. Надвигались страшные исторические катаклизмы: две мировые войны, распад ряда империй, в том числе Российской, колоссальные экологические разрушения, изобретение и применение ядерного оружия. На страницах литературных произведений идеально хорошее общество стало уступать место идеально плохому, тоталитарному государству.

Первую антиутопию ХХ века написал наш соотечественник – Евгений Замятин. Его роман «Мы» (1920) был опубликован на родине автора только почти 70 лет спустя, в 1988 году. Примеру Замятина последовали его английские коллеги – О.Хаксли и Д.Оруэлл. Роман последнего – «1984» также оставался недоступен для русскоязычного читателя около четырех десятилетий. Никто с такой беспощадной правдивостью не вскрыл механизмы тоталитарного правления, показав его изнутри, глазами рядового исполнителя, винтика системы.

Уинстон Смит, главный герой книги, ведет дневник, найдя такое укромное место в квартире, куда не проникает всевидящее око мониторов. Он остро ощущает свою обреченность в мире, пропитанном двухминутками ненависти и сознательной фальсификации истории. Случай сводит его с Джулией, но та – мятежница только «ниже пояса», их физическая близость – дерзкий вызов Партии и Большому Брату. Разумеется, Министерство Правды не дремлет. Здесь умеют развязывать язык. Достаточно простого знания человеческой физиологии, того, что человек больше всего боится. В случае с Уинстоном это – крысы.

Общая тональность книги весьма мрачная. Надежда автора – только на здравый смысл пролов (простых людей) и губительность ненависти для самой себя.