г.Когалым

БИБЛИОТЕКА

Про литературу, авторов и библиотеки

  

b_200_0_16777215_00_images_Fazil_Iskander.jpgЖивой классик, уникальный писатель нашего времени, Фазиль Искандер выработал неповторимый авторский стиль, в котором странным, причудливым образом переплетаются сатира, ирония и тонкий, мягкий юмор а также, как ни странно, какая-то юношеская романтика.

Писатель дебютировал еще в 1966 году повестью «Созвездие Козлотура». Известность ему принесла социально-философская притча «Кролики и удавы», оконченная в 1973 году, но ставшая достоянием читателей только тринадцать лет спустя.

Эту вещь литературоведы определяют как антиутопию, хоть это и не вполне так. Антиутопия имеет проекцию в будущее, это пародия на утопию – когда идеально хорошее общество вдруг оборачивается идеально плохим. Не то у Искандера: он создает ощущение реальности, пусть и гипертрофированной, специфической.

Сквозь призму фантастики проступают черты вполне реального, тогда еще советского общества. «Фантастический реализм» - термин странный, но вполне применимый к прозе 60-70-х гг. ХХ века. В том же смысловом ряду – «Аптекарь» В.Орлова, «Живая вода» В.Крупина и ряд других произведений. На помощь столь разным авторам приходило иносказание. Сквозь призму мнимой фантастики неумолимо проступали черты гнусной тогдашней современности.

Некая африканская страна, место действия «Кроликов и удавов». Сильные преследуют слабых, а обезьяны и слоны – в стороне, соблюдают нейтралитет. Кролики быстры и проворны, да вот беда – удавы словно гипнотизируют их силой взгляда. И они странным образом похожи – палачи и жертвы. Главный идеолог – Великий Питон – неспроста рассуждает о том, что кролик, переработанный удавом, сам становится им. Короче, все стоят друг друга. Смешны и отвратительны.

Смех, по Искандеру, - единственное оружие против тоталитаризма.