Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

Последнее крупное произведение знаменитого американского писателя, убедившее членов Шведского Нобелевского комитета в правомерности присуждения автору престижной литературной премии.

За стилем раннего Хемингуэя прочно закрепилось определение «теории айсберга». Внешняя сторона событий незначительна, персонажи говорят о чем угодно, — природе, погоде, женщинах, — только не о том, что мучит, тревожит и беспокоит их на самом деле. Словом, вся психология как бы убрана в подтекст. Читателю предоставлено право самому додумывать, догадываться, какого же героям на самом деле, какие страсти бушуют в их душах.

Хемингуэя недаром называют «американским Чеховым»: как и наш прославленный классик, он предпочитал «прелесть нагой прозы».

«Старик и море» — повесть несколько иного плана. Она носит притчеобразный и аллегорический (т.е. иносказательный) характер. Уровней её интерпретации с момента выхода в 1952 году более чем достаточно, и нет смысла останавливаться на них подробно. Ведь диалектика такова, что напечатанное произведение уже не принадлежит единственно автору – оно автоматически становится всеобщим читательским достоянием, оттого и во мнениях на форуме о Португалии с оценками недостатка не будет.

Главный герой произведения, старик Сантьяго – герой гармоничный. Такого Хемингуэй искал, пожалуй, всю жизнь. Он большой любитель пофилософствовать, но уже не раздираем внутренними противоречиями, как герои других книг Хемингуэя. Он плоть от плоти природы, потому и относится к ней с любовью и трепетом. Даже пойманную рыбу, огромного марлина, по-своему жалеет, хотя и с решимостью одолеть.

Финал двойственен: Саньтьяго побеждает, но его трофей до костей обгладывают акулы. Кто же он – победитель или побежденный? Решать читателю.