Эмиль Золя «Тереза Ракен»

Эмиль Золя стоит особняком во французской литературе. Как и Гюстав Флобер со своей «Госпожой Бовари», он предлагает читателю иной мир, отличный от того, который раскрывали перед ним писатели-романтисты. Его мир — мрачный, и настолько пугающий, что порой испытываешь подлинный ужас. Его герои – люди, спускающие с цепи своих демонов, люди, подверженные самым невероятным страстям, люди, творящие страшные вещи.

«Тереза Ракен», небольшой по объему роман, в свое время получил немало отрицательных отзывов. Критики укоряли Золя за излишний натурализм. «Я пишу то, о чем знаю!» — отреагировал писатель.

Вообще, в конце девятнадцатого столетия романтические произведения стали потихоньку отходить на второй план. И, несмотря на то, что и «Госпожа Бовари» Флобера, и «Тереза Ракен» Золя не сразу получили признание критиков, своего читателя эти произведения, безусловно, нашли.

В центре сюжета – молодая женщина, вечно сонная и медлительная, покладистая и ласковая. Но это только на первый взгляд так кажется, потому что демоны Терезы, периодически просыпаясь в тайниках ее души, ворча, дают о себе знать… Она замужем, и брак кажется крепким и надежным, но никому и в голову не приходит, что оба эти человека, по сути несчастны.

Все меняется, когда в жизни Терезы появляется любовник. О, это совсем не утонченный и возвышенный герой. Лоран – грубый, заносчивый эгоист-неудачник с задатками альфонса. Но в душе Терезы он пробуждает пламя сродни адскому, и теперь для того, чтобы быть вместе, любовники не остановятся ни перед чем…

В романе есть убийство. Но это отнюдь не детектив, потому как вопрос «кто убийца» автором не ставится ни разу. Акцент здесь сделан на том, что испытывает человек, совершивший преступление. Как он живет? И можно ли назвать его состояние жизнью? В дневниковых записях Золя говорится, что он долго приходил в себя после того, как поставил точку. Стоит ему поверить, потому что «Тереза Ракен» является отличным представителем психологического триллера, после прочтения которого становится по-настоящему страшно.