
Аввакум Петров (протоиерей Аввакум) – основоположник русского старообрядства, родился в селе семье священника в 1620 году. Когда мальчику исполнилось 16 лет, его отец скончался. На его нравственное и религиозное развитие оказала большое внимание мать. В 18 лет Аввакум женился и переехал жить в село Лопашцы, где служил сначала диаконом, а потом священником.
Разногласия с местной властью вынудили его уехать с семьей в Москву в 1647 году. В столице Аввакум знакомится с участниками «Кружка ревнителей благочестия», которые борются с пороками и недостатками духовенства. Главной фигурой этого кружка выступал С. Вонифатьевич, духовный настоятель царя Алексея Михайловича. Еще одной ключевой фигурой в сообществе был следующий патриарх — Никон, архимандрит Новоспасского аббатства.
Спустя некоторое время Аввакум был представлен царю, после чего стал протопопом в то время, когда Никон стал главой церкви. Аввакум боролся за уплату платежей в патриаршую казну духовенством и мирянами и за строгость нравов, за что был избит толпой. Он сбежал в Москву и стал служителем Казанского собора, который находился возле Красной площади.
Из-за проповедей за благочестие и чистоту нравов, за приверженность к старой вере его невзлюбило начальство и прихожане и вскоре по доносу его сослали в Якутск, где начались его беспрерывные поездки по тюрьмам Сибири. Его не раз избивали кнутом и держали в плохо отапливаемых башнях и подвалах. Спустя 10 лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени Церковный собор забрал его сан и придал проклятию в 1666 году, а через год Аввакума вместе с тремя единомышленниками посадили в «земляную тюрьму» в Пустозерске. Но и там он отстаивал струю веру и протестовал против новой никонианской церкви. Аввакум написал 80 писем, челобитных и посланий в которых объяснил свое противостоянии новой церкви. Его автобиографические книги «Книга бесед» и «Житие» распространились по всей России рукописными экземплярами его сторонников.
Весной 1682 года Аввакум и его единомышленники были живьем сожжены в Пустозерском срубе.